Введение в цифровую технику

Генератор ЗЧ-РЧ для проверки трактов радиовещательного приемника


Безболезненно можно оставить вместе только волка с капустой. Как в такой ситуации должен поступить перевозчик?

Для решения этой задачи радиолюбитель И. Синельников из Калининграда предложил игровое электронное устройство на логических элементах 2И-НЕ и ЗИ-НЕ, принципиальную схему которого вы видите на рис. 18. Переключателями SA1 - SA4 играющий осуществляет "перевозку" пассажиров на противоположный берег реки. Так, например, если он считает, что первой через реку должна быть переправлена коза, он переводит вниз (по схеме) ручки переключателей SA2 "Коза" и SA1 "Перевозчик". Положение ручек переключателей отображают ситуации, сложившиеся в данный момент на переправе. Элементы DD1.1, DD1.2 (ЗИ-НЕ) и DD2.1, DD2.2 образуют логический узел, формирующий сигнал ошибочного хода, при котором возникает опасная ситуация на одном из берегов реки (волк может съесть козу, а коза- Капусту). О допущенной ошибке сигнализируют светодиоды HL1 и HL2, каждый из которых расположен на своем берегу, и звуковой сигнал, создаваемый динамической головкой ВА1.

Как работает такой игровой автомат? В исходном состоянии, когда все "пассажиры" и перевозчик находятся на одном берегу реки, что соответствует показанным на схеме положениям переключателей SA1 - SA4 (и включено питание), на выходах элементов DD1.1, DD1.2 и DD2.1- логического узла действуют высокие уровни напряжения и, следовательно, светодиоды не светятся, а на выходе элемента DD2.2 - низкий уровень. В этом нетрудно убедиться по положениям переключателей. При включении питания кнопкой SB1 "Переправа" на входе 2 элемента DD1.1 и входе 3 элемента DD1.2, являющихся логическими элементами ЗИ-НЕ (отличаются от элементов 2И-НЕ лишь тем, что они трехвходовые), а также на обоих входах элемента DD2.1 возникают низкие уровни напряжения. А для элементов 2И-НЕ и ЗИ-НЕ этого достаточно, чтобы на их выходах появился высокий уровень напряжения. Оба входа элемента D&2.2 в это время остаются свободными, на них, следовательно, высокие уровни напряжения, а на выходе j$, а значит и на входе 5 элемента DD1.2, с которым он соединен, низкий уровень напряжения.


Предположим, что играющий первым ходом переправляет на другой берег козу. Для этого он должен перевести в другое положение ручки переключателей SA2, SA1 и нажать кнопку SB1. При этом на выходах всех четырех элементов логического узла будут, как и в исходном состоянии, такие же уровни напряжения, и ни один из светодиодов не загорится. А если попытаться первым перевести волка? В таком случае переключатель SA3 создаст на входе 9 элемента DD2.2 низкий уровень напряжения, в результате чего на его выходе и входе 5 элемента DD1.2 появится высокий уровень напряжения. Сигнал такого же уровня будет и на двух других входах элемента DD1.2, так как они окажутся свободными, что равнозначно подаче на них высокого напряжения, на его выходе 6 появится низкий уровень напряжения, который зажжет светодиод HL2 - сигнал опасной ситуации (оставшаяся на берегу коза может съесть капусту!). А светодиод HL1, находящийся на другом берегу реки, гореть не будет, так как в это время на входе 13 элемента DD1.1 переключатель SA1 создаст низкий уровень напряжения.


Содержание раздела